Сочинение «Преодоление»

Данная работа представляет собой сочинение — отзыв на очерк Александра Дьяченко «Всепобеждающая сила любви».

Выполнила:

ученица 11 класса  МОУ СОШ №1 города Фурманова Ивановской области Филатова Мария Александровна.

Руководитель:

Морозова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

ПРЕОДОЛЕНИЕ

Вот так мы приобретали друзей на Западе,

силой оружия и всепобеждающей силой

христианской Любви…

Иерей Александр Дьяченко

   Преодоление… Через кровь, страдания, смерть – к новой жизни. Через отчаяние, страх, боль – только к победе. Не в этом ли суть самой жизни человеческой, полной борьбы? Полной преодоления. И где, как не на полях великих сражений, это лучше всего понимает человек? Об этих вопросах меня заставила задуматься книга Александра Дьяченко «Преодоление» — цикл очерков и рассказов о сопротивлении боли, о силе духа, о вере, надежде и любви. Сам отец Александр так комментирует замысел произведения: «Рассказать о Боге, Вере и о спасении так, что, может, ни разу о Нём и не упомянуть, а читателям, слушателям и зрителям всё становится понятным, и на душе от этого радость…».

   Это ещё одна книга о людях, переживших катастрофы XX века, книга о Великой Отечественной войне. За 70 лет, прошедшие со дня Великой Победы, написано огромное множество художественных произведений, очерков, мемуаров о самой славной и самой трагичной странице истории нашей страны. И все же чем дальше от нас эти события, тем сложнее представить все ужасы войны. Сложнее понять, «какою ценой завоевано счастье» (а ведь его завоёвывали для нас и мои прадеды, ушедшие на фронт и не вернувшиеся с полей сражений).

   Я боюсь войны. Мне страшно представить, что мир, в котором мы живем, может измениться. Выстрелы, страдания, смерти… Нет! Я хочу видеть голубое небо над собой, слышать пение птиц, знать, что моим близким ничего не угрожает. А чтобы страшные события не повторились, важно помнить. Нужно читать такие книги, как «Преодоление». Может быть, поэтому меня так заинтересовал рассказ Александра Дьяченко «Всепобеждающая сила любви». Поразил глубиной содержания, и сдержанностью стиля, и искренностью авторской позиции.

   Тема войны – одна из сквозных тем русской литературы. Тема подвига, самопожертвования, гуманизма пронизывает произведения многих мастеров слова. Написала и задумалась: гуманизм и … война? Человечность и явление, античеловечное по самой своей сути? Однако вспомним рассказ-эпопею «Судьба человека» Михаила Шолохова. Главный герой, Андрей Соколов, прошел через многие муки, тяготы и испытания, но при этом не потерял силу духа, не ожесточился на жизнь, а остался собой, сохранил в себе человека. И в очерке «Преодоление» мы вместе с автором восхищаемся духом, отвагой русских воинов, которые и на войне смогли остаться людьми, сохранили лучшие человеческие качества: «Что это за явление такое – Русский солдат? Откуда такое милосердие? Почему не мстили? Кажется, это выше любых сил — узнать, что всю твою родню живьем закопали, возможно, отцы этих же детей, видеть концлагеря с множеством тел замученных людей. И вместо того, чтобы «оторваться» на детях и женах врага, они, напротив, спасали их, кормили, лечили». В этих словах звучит центральная проблема, волнующая автора, – проблема человека на войне, проблема гуманизма.

   Автор «доверяет» свое повествование рассказчику – 10-летнему мальчику, в котором без труда угадываются автобиографические черты. Вместе с юнымгероем с замиранием сердца слушаем монолог старушки из белорусской деревни, прошедшей самое страшное – фашистский плен: «…собак отогнали, всех, кто остался, построили в колонну и повели сквозь ворота, на которых по-немецки было написано: «Каждому – свое». С тех пор, мальчик, я не могу смотреть на высокие печные трубы». Да, не только татуировка на руке осталась вечным напоминанием об Освенциме, даже печные трубы для несчастной женщины – символ смерти и страха смерти. Мы слышим голос отца рассказчика, выросшего на оккупированной территории и (совсем юным!) вошедшего в Германию в составе русской танковой бригады: «Мы рвались в саму Германию, мы мечтали, как размажем её траками гусениц наших танков». И… «размазали». Но оказалось, что Германия – это не только ненавистные эсэсовцы, но и оборванные, голодные немецкие дети. И дрогнуло сердце русского солдата: «простреленной рукой взял хлеб и сунул в карман». Да и не в национальности дело: командир бригады — еврей, имевший полное военное и моральное право «залпами отогнать детей немецких выродков от своих танкистов»,- приказал кормить немецких детей вместе с солдатами.

   Читаю и восхищаюсь этой всепобеждающей силой христианской любви, объединяющей и белорусскую женщину, и русских солдат, и полковника-еврея. Размышляю, стараюсь понять. Сила любви и сила оружия… Равные ли это силы? Автор не дает прямого ответа. Но в конце рассказа мы слышим еще один голос – голос молодого немца, встретившего через несколько лет русского танкиста и узнавшего в нем своего спасителя. И «вздрагивает» радостно сердце: значит, воистину «только ею, только любовью держится и движется жизнь». Да, только любовью! Любовью, которая есть вечная борьба и постоянное преодоление.

   Стоит сказать о жанровом своеобразии произведения: в нем соединяются черты рассказа (сюжет которого объединяет истории героев), очерка, мемуаров. Эта особенность определила стиль и язык произведения. Нельзя не отметить документальную точность, лаконичность, сдержанный стиль написания. При этом непринужденность разговорной речи в монологах героев (это и просторечия «размажем», «выползать», «набивали в теплушки», и короткие предложения, и повторы) соединяется с художественно-публицистическим началом авторского повествования (а оно поддерживается риторическими вопросами: «Откуда такое милосердие? Почему не мстили?», высокой лексикой: «милосердие», «всепобеждающая сила», «моральное право» и др.), что делает рассказ особенно эмоциональным и выразительным.

   Повествование отмечено полифоничностью, которая, однако, не «размывает» позиции автора: за каждым монологом чувствуется его спокойная уверенность в «великой всепобеждающей силе христианской любви». Эта уверенность передается и нам, читателям. «И на душе от этого радость»… И так хочется, чтобы гуманистический призыв Александра Дьяченко стал принципиальным девизом моего поколения, девизом XXI века. Чтобы не было «тревожным» небо над Украиной, чтобы каждый житель России, Белоруссии (да всей Земли!) с улыбкой встречал новый день. Чтобы мы жили…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.